neiros

Коллаборация Rado и Le Corbusier: новаторы цвета в дизайне

Rado – швейцарская часовая компания, ставшая первой среди тех, кто сосредоточил все свои силы на разработке дизайна и внедрении технологических инноваций в часовое дело. Одно из самых знаковых направлений последнего времени - это разработка моделей часов из цветной высокотехнологичной керамики, о чем свидетельствует партнерство с Les Couleurs Suisse, компанией, уполномоченной Fondation Le Corbusier.

Вне всяких сомнений, самые глобальные преобразования в области искусства пришлись на начало и середину 20-го века. Это было связано с целым рядом факторов. На смену мрачным оттенкам военного времени пришли смелые и яркие цвета, кроме этого радикально изменился взгляд на управление ресурсами. Во время двух прошедших мировых войн были израсходованы все мировые ресурсы на наращивание военных потребностей, и пришло осознание того, что страны, восстанавливающие свою экономику, должны очень разумно обходиться с расходом своего основного богатства.

В то время главным языком дизайна стал язык модернизма, который находился в стагнации в период перехода от нового модернизма к деконструкции постмодернистского мира. Язык дизайна был упрощен до грубой и минималистичной формы, которая позже перешла к грубому брутализму, который быстро уступил место натуралистичным стилям утонченной современности. Именно в эту эпоху преобладала архитектура модерна, Ле Корбюзье и Фрэнк Ллойд Райт строили все, от домов до городов. Они ценили аутентичность, простоту и красочную элегантность, такой же идеологии придерживалась и компания Rado.

Можно сказать, что Rado был первым часовым лейблом 20-го века, решивший отойти от классического часового искусства, которое зиждется на традициях и наследии. Он стал первым двигателем новой эры создания часов, когда во главу угла ставится дизайн. Именно в этот период появились такие дизайнеры часов, как Джеральд Гента и Йорг Хайсек. Эти джентльмены заслужили себе славу и почет, создав знаковые наручные часы Rado нашего времени. В то же время Ле Корбюзье, который уже заработал себе известность благодаря строительству штаб-квартиры Организации Объединенных Наций (в сотрудничестве с Оскаром Нимейером и Уильямом Харрисоном), приступил к осуществлению величайшего проекта своей жизни - развитию города Чандигарха.

Вдохновение для дизайна

До сегодняшнего дня сады Чандигарха считаются одним из семи искусственных чудес света. Самый знаменитый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру лично обратился к архитектору Ле Корбюзье, чтобы тот придумал план для города.

Написанные им строки стали широко известны: «Это будет город деревьев, цветов и воды, здесь будут построены дома, такие же простые, как во времена Гомера, и будет возведено несколько великолепных построек модернизма высочайшего уровня, где будут господствовать правила математики». Позже он напишет в личном письме своей матери, что Чандигарх был «архитектурной симфонией, которая превосходит все мои надежды, которая вспыхивает и играет в лучах света самым невообразимым и незабываемым способом. Издалека это вызывает удивление; все сделано из необработанного бетона и цементных пушек. Этот грандиозный город само очарование. Никто за все столетие не мог представить себе подобного».

Так же можно охарактеризовать и современный дизайн Rado – это был совершенный, созидательный и природный импульс. Инновационные разработки бренда были сосредоточены не на традиционных для часового дела материалах, а на новой технологии: высокотехнологичной керамике на основе оксида циркония. Мастерство Rado в области материалов, особенно высокотехнологичной керамики, и ее качества были тем, что формировало дизайн бренда, расширяя границы высокотехнологичной керамики.

Теория цвета

Ле Корбюзье был не просто архитектором или дизайнером, а страстным художником. В свои 30 лет, сразу после того, как он начал свою практику с двоюродным братом Пьером Жаннеретом, он встретился с художником-кубистом Амеде Озенфантом, который вдохновил его начать рисовать, и вместе они разработали новое движение под названием «Пуризм».

Пуризм базировался на более простых формах, чем Кубизм, видимый сквозь призму геометрии, здесь более активно использовался цвет по сравнению с его предшественником. Ле Корбюзье продолжил развивать цветовую теорию Архитектурной Полихромии, все еще считающейся самой важной в его области. Хотя практика декорирования архитектурных элементов различными цветами (известными как полихромная) встречается намного раньше в истории, Ле Корбюзье был первым, кто создал целостную систему работы цветов «в унисон».

Палитра из 63 цветов, разделенная на девять групп и созданная в двух коллекциях в 1931 и 1959 годах, позволяет комбинировать их любым способом для создания гармоничного эффекта. Пуристическая палитра 1931 года предлагала 43 оттенка в 14 сериях на основе базовых цветов с яркими оттенками. Они были обозначены в серии «32xxx», и архитектор также создал цветные кнопочные панели с различными цветовыми тонами, чтобы было удобнее определять цвета при использовании. В цветовой палитре 1959 года было добавлено 20 дополнительных цветов, которые были более динамичными и мощными, с цветной палитрой, где были смешаны красочные и ахроматические оттенки и изменяющиеся значения яркости. Архитектурная полихромия определяет его опыт как художника и архитектора.

Монохроматичность в дизайне стала прослеживаться и в часовом производстве с 70-х по 90-е годы. Rado довела дизайн до минимума, опираясь на те же идеи математики, определяющие дизайн, что и Ле Корбюзье. В коллекции Rado True Thinline представлены модели часов с простым, но изысканным круглым корпусом со стрелками-иголками и встроенным браслетом, благодаря чему мужские часы Швейцария и браслет выглядят как единое целое. Часы линейки The True Thinline смотрятся как тонкий стильный браслет, выполненный из высокотехнологичной керамики.

Генеральный директор Матиас Брешан объяснил, что True Thinline стала идеальной коллекцией для запуска этого проекта, нацеленной на демонстрацию качества и красоты цветной высокотехнологичной керамики Rado. «Во многих отношениях высокотехнологичная керамика является прекрасным материалом благодаря своим впечатляющим физическим качествам, для нас это благородный материал, который будет служить вечно. И чем больше мы работаем с ним и исследуем его, тем больше новых интересных свойств мы обнаруживаем. Главная изюминка True Thinline - высокотехнологичный керамический корпус часов и браслет; это то, что мы хотели».

«Мы решили разработать коллекцию на основе архитектурной полихромии Ле Корбюзье, потому что она важна для нашей современной городской среды. Это было непросто, так как Фонд и Les Couleurs Suisse требовали от нас точного соответствия девяти ключевым цветам».

Rado True Thinline Les CouleursTM Le Corbusier - это коллекция в стиле унисекс и она подходит для любого возраста. Брешан добавляет: «Мы больше не думаем о наших клиентах в рамках демографической разбивки. Мы хотим, чтобы они ощущали близость с нашими часами на эмоциональном уровне, а это означает то, что нам нужно переосмыслить весь процесс производства часов».

Rado - единственная швейцарская часовая компания, сертифицированная Les Couleurs Suisse, которая управляет всеми лицензиями Фонда Le Corbusier, базирующегося в Париже. Соглашение между двумя сторонами позволило Rado использовать для своих часов дизайнерские палитры Architectural Polychromy, первоначально разработанные для ассортимента обоев для швейцарской фирмы.

Брешан добавляет, что проект стартовал уже некоторое время назад, еще до того, как компания подписала соглашение с Les Couleurs Suisse. «Мы фактически начали этот проект пять лет назад сами по себе, и решение основывать цвета часов на архитектурной полихромии было принято без какого-либо обсуждения с ними. Это кажется совершенно уместным, тем более что Ле Корбюзье жил всего в нескольких милях от того места, где мы производим нашу высокотехнологичную керамику, это своего рода дань уважения его работе».

Высокотехнологичная керамика - это материал, который предлагает множество преимуществ, начиная с того, что он устойчив к царапинам, мало весит и обладает гипоаллергенными качествами. Однако его превосходные физические качества немало усложняют его производство. Брешан говорит: «В то время как высокотехнологичная керамика в настоящее время широко используется в производстве часов, цветную высокотехнологичную керамику производить сложнее. Это связано с тем, что нужно добавлять дополнительные соединения, чье количество не превышает пяти процентов, чтобы гарантировать, что физические свойства керамического материала не будут нарушены. Однако нам необходимо тщательно протестировать каждую комбинацию пигментных соединений с оксидом циркония, чтобы убедиться, что они выдержат процессы спекания и обжига». Rado начала разработку высокотехнологичного литья под давлением в 1990 году, наконец, усовершенствовав его до моноблочного литья под давлением в 2011 году. Кроме того, за эти годы компания потратила огромное количество времени и энергии на разработку цветной высокотехнологичной керамики в смелых тонах, а не в приглушенных оттенках, которые обычно можно увидеть в других керамических часах.

Литье под давлением - это процесс, который обычно используется при производстве мелких деталей точной формы и часто применяется к материалам, которые подвергаются термической усадке, что характерно для высокотехнологичной керамики. Однако тут есть свои сложности, например, цветовые полосы, которые могут возникнуть из-за неравномерного перемешивания сырья. Благодаря применению современных технологий Rado минимизировала эти проблемы. Благодаря разработке моноблочного литьевого формования компания смогла создавать моноблочные корпуса и компоненты для точных измерений с точностью до микрона, различных форм и очертаний. Вот так можно создать кварцевые часы для мужчин True Thinline толщиной 4,9 мм, оснащенные кварцевым механизмом, рассчитанным на стабильную работу в течение многих лет.

Коллекция доступна в общей сложности в девяти цветовых решениях, пять из которых были опубликованы в первой работе Ле Корбюзье в 1931 году, и четыре дополнительных тона, более живые и подходящие хипстерам, которые были представлены в 1959 году.

Модели цвета яичной скорлупы (кремово-белый) и цвета грейпфрута (насыщенный оранжевый), представлены в количестве 999 экземпляров и они отлично смотрятся на запястье. Эти часы, по словам самого Ле Корбюзье, «очаровательны и великолепны» и созданы для того, чтобы подходить всем независимо от возраста, пола и приверженности стилю. Такая характеристика дорогого стоит.