neiros

Регулярное ТО – залог часового здоровья

     Каждый автомобиль требует регулярного технического обслуживания с обязательной заменой масла. Это правило касается любой машины, что новейшей иномарки, что древнего «ведра с болтами», и любой смазки, будь то навороченная импортная синтетика или простенькая минералка. Часы – такой же механизм, и регулярное ТО с заменой смазки для них также обязательно. Любой квалифицированный продавец всегда предупреждает об этом владельца часов при покупке. Профилактика нужна любым часам – как кварцевым, так и механическим, хотя ТО для кварца проводится заметно реже.

Однако практика показывает, что о необходимости регулярной профилактики знают в лучшем случае 20% обладателей часов. Да и абсолютное большинство из этих 20%, никогда ее не проводят. Чем же грозит такое пренебрежение правилами?

Срок жизни ограничен

Всякое масло имеет свой, довольно ограниченный срок жизни. Со временем оно «стареет», теряет влагу, в результате чего из вязкой субстанции превращается в твердую спекшуюся массу, похожую на густую, слегка подсохшую грязь на дорогах времен весенней распутицы. Резкие перепады давления, температуры и влажности только ускоряют этот процесс. А далее грязное порошкообразное вещество разносится по механизму, затрудняя работу шестерен и валов.

При этом, как свидетельствуют часовые мастера, старению подвержены даже самые хорошие сорта масла из Японии или Швейцарии. Разумеется, ветераны сервиса вспоминают советские «Победы» и «Лучи», которые ходили безо всякой чистки 10– 15 лет. Однако причина такой долгоживучести состояла не в каком-то особенном масле, а в больших зазорах в механизмах того времени и весьма низких требованиях к ним со стороны владельца. Современные механизмы отличаются меньшей высотой и размерами многих деталей, а также большим набором функций. Калибр того же размера, что и старый «трехстрелочный», обладает модулем автоподзавода, календарем с быстрой коррекцией даты, индикатором запаса хода и т.д. Все это сделано в угоду потребителю. Чудес не бывает – оборотной стороной возросшей функциональности становится более высокая нагрузка на детали, высокие требования к точности и потерям энергии. Поэтому даже небольшое загустевание масла приводит к существенному ухудшению характеристик часов, а то и к их полному останову.

Может показаться, что в первую очередь страдают те детали, которые двигаются быстрее других, например ось баланса. На деле хуже всего приходится не самым быстрым, а самым нагруженным частям. К ним в первую очередь относится заводной барабан, узел в котором сосредоточена энергия, запасенная часовой пружиной. В запущенных случаях бывает так, что посадочное отверстие под ось барабана, которое в идеале должно быть круглым, в результате износа приобретает овальную форму. В чуть меньшей степени износу подвержены платина (подшипники осей), ангренажные колеса, детали ремонтуара.

Загустевшая смазка не просто перестает выполнять задачи снижения трения, она превращается иногда в клейкую массу, иногда – в абразив. Оно склеивает между собой витки пружины заводного барабана, повышая трение между ними и не давая пружине раскручиваться.

Устраняем последствия

Первое, что делают с сильно загрязненными часами, которые все-таки добрались до сервиса – моют. Механизм разбирается до последнего винтика, и все детали последовательно промываются в трех различных жидких органических растворителях. Далее механизм инспектируется на наличие изношенных или поврежденных деталей. Если такие имеются – замена неизбежна. Наиболее уязвимые части мы упоминали выше. Затем все идет по шаблону: сборка, новая смазка, и так до следующей профилактики. Рекомендуемая частота обращения в мастерскую для механических часов – раз в три, максимум 4 года, вне зависимости от марки изделия и страны его происхождения. Для кварцевых часов этот срок побольше: 4 – 5 лет, поскольку и число движущихся частей, и испытываемые ими нагрузки здесь меньше, чем в механике.

 

Еще один момент, который касается заводного барабана. Срок жизни пружины также не бесконечен, в витках спирали год за годом накапливаются усталостные разрушения. Поэтому хотя на практике пружины выхаживают десять и более лет, производитель сознательно ограничивает гарантию на этот узел чаще всего сроком в пять лет. По истечению этого срока пружину лучше заменить. 

Рекомендации продавцу:

Всегда напоминайте покупателю, что регулярная профилактика необходима для механических часов раз в 3–4 года, для кварцевых – раз 4–5 лет. Пренебрежение этими правилами может повлечь за собой гораздо более основательный ремонт, который будет включать в себя кроме чистки замену поврежденных или изношенных деталей.

Не поддавайтесь заблуждению, что японская или швейцарская продукция верхнего ценового сегмента может проработать гораздо дольше без «ТО», чем модели массового сегмента. И в тех и других часах применяются смазочные масла примерно одинакового состава, срок их жизни ограничен указанными 3–4 годами.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №2-2013

Сергей Филимонов